Этика фехтовального манежа
Искусство фехтования как среда общения :: Главная :: Фехтовальная гостиная :: Документы :: Документы
Страница 1 из 1
Этика фехтовального манежа
Этика фехтовального манежа. Важно знать!
Друзья!
Искусство фехтования сродни общению. И там, и там существуют определенные этические нормы отношения. Навряд ли Вам захочется разговаривать с вульгарным и грубым собеседником, не следящим за культурой своей речи.
Если ты фехтуешь с партнером, имеющим высокий уровень техники, изящный фехтовальный почерк и прекрасную манеру обращения с оружием, то Вы оба получаете несравнимо большее удовольствие от процесса общения.
А для того, чтобы Вам в первую очередь иметь представление о том, как вести себя с оружием, привожу здесь этот важный документ, "Этику фехтовального манежа".
" Европейское историческое фехтование на рапирах и шпагах – вполне самостоятельная система владения длинноклинковым колющим и колюще-режущими видами оружия, каковые имели распространение в военной и гражданской среде (последнее для нас более интересно) со времен позднего Ренессанса и вплоть до событий Французской революции. Более поздний период представлен классическим стилем фехтования, существовавшим весть XIX-й и начало XX-го столетия, но не связанный с практическим применением в быту.
Поэтому автор этих строк, испытывая трепетное уважение к классическому виду фехтования, все же набирается смелости обратиться к более раннему периоду истории владения клинком – к периоду с конца XVI-го века и до середины века XVIII-го.
В те времена искусство фехтования надежно и прочно занимало ведущую роль в гражданской жизни общества европейского типа и отражало взгляды и нормы поведения всех более-менее развитых с оциальных структур в любой стране отдельно и во всех странах центральной, западной и северной частях Европы, а с начала XVIII-го века и Петровской России.
Автор этих строк не ставит своей задачей историческое исследование этики и норм поведения всего Европейского общества за указанный выше период. Мы лишь обращаемся к узко очерченной структуре отношений, существовавшей в практике фехтовальных залов, именовавшихся в то время манежами. И сегодня, лицам, интересующимся Европейским историческим фехтованием XVI-XVIII веков, вполне необходимо владеть не только техникой клинка, но и ознакомиться с теми нормами общения, которые были неотъемлемой частью материальной культуры изучаемого периода.
Основным материалом для подобной работы можно назвать труды выдающегося российского фехтмейстера середины XIX века Ивана Сивербрика, который по праву считается крестным отцом Российской школы классического фехтования, и чье мнение является для нас определяющим в нашем деле.
Этика и традиции, а также нормы отношений, имеющие практику на фехтовальном манеже
1. Фехтовальный манеж – это место, где происходит фехтовальное действо – знакомство с искусством владения клинком, изучение техники фехтования, соревновательные и показательные турниры и все остальное, что связано с практикой фехтовального искусства. Под фехтовальным манежем можно подразумевать как помещение, зал, так и площадки на открытой местности. Они могут быть специально оборудованы или просто быть пригодны для проведения фехтовальных занятий.
2. Лица, имеющие отношение к фехтовальному искусству, подразделяются на три категории: 1-я категория – фехтмейстеры. Это лица, обладающие достаточным опытом, теоретической и практической базой, имеющие четко очерченный стиль фехтования, пользующиеся уважением в среде фехтовального общества и передающие свой опыт другим – менее опытным лицам, желающим познакомиться, изучить и овладеть искусством фехтования. 2-я категория – мониторы. Это лица, имеющие опыт в фехтовальном деле и помогающие фехтмейстеру в процессе его работы. 3-я категория – адепты. Это все лица, которые находятся в фехтовальном манеже с целью изучения фехтовального дела или с целью поддержания своего фехтовального уровня.
3. Дисциплина фехтовального манежа – это строгое и точное соблюдение порядка и правил, сложившихся в практике европейского фехтовального искусства. Она распространяется на всех без исключения персон, к этому роду занятий относящихся, хотя бы и краткосрочно.
4. Этика фехтовальных отношений – правила поведения и традиции, сложившиеся в условиях занятий фехтовальным искусством.
5. Техническая безопасность служит для достижения нетравматичности процесса овладения фехтовальными навыками. Все лица без исключения подчиняются правилам технической безопасности, которые оговариваются отдельно и должны строжайше соблюдаться.
6. Материальная ответственность в условиях фехтовальной практики. Нередко одно лицо предоставляет право пользоваться своим имуществом другому. В случае порчи этого имущества по вине пользователя последний обязуется незамедлительно компенсировать утраченное имущество владельцу не позднее, чем в месячный срок. В случае невыполнения этого требования виновный может быть не допущен в фехтовальный манеж, а договор с ним аннулирован. Нередка практика поломки клинков. По историческим традициям фехтовальных гильдий Европы (довольно различных по стилям, но имеющим одну точку зрения в этом вопросе) виновен в поломке клинка всегда тот, в чьей руке был эфес в момент слома клинка.
7. Все без исключения отношения в практике занятий фехтовальным искусством подразделяются на: Партнерские – когда фехтующие лица равны друг другу по положению в фехтовальном манеже, и соответственно этому формируются их отношения друг с другом. Субординативные – это отношения всех без исключения в фехтовальном манеже и лиц фехтмейстерского уровня. Фехтмейстер есть лицо наиболее уважаемое в фехтовальном манеже, и к нему надлежащее отношение. Лица, не проявляющие уважительное отношение к фехтмейстеру, удаляются с фехтовального манежа, а договор с ними аннулируется. Монитор пользуется уважением так же, как и фехтмейстер, но уже всегда во вторую очередь. Других субординаций практика фехтовального манежа не предусматривает.
8. Обращение друг к другу на фехтовальном манеже – уважительное.
9. Вход на территорию фехтовального манежа (даже если он пуст) осуществляется с легким поклоном головой. Таким же образом осуществляется уход с территории манежа.
10. Любые фехтовальные действия парного характера начинаются с фехтовального салюта рапирой (шпагой и т.д.)
11. По окончании фехтовальных действий обязательно поблагодарить своего партнера словом (“Спасибо!”) “Merci!”
12. Поле боя (“piste”, фр.) – это часть фехтовального манежа, имеющая четкие границы, где непосредственно проводится фехтовальное действие (поединок, спарринг-assault и т.п.) Поле боя неприкосновенно, ходить по нему нельзя никому, кроме тех, кто в данный момент на нем фехтует.
13. Любой фехтовальный предмет – рапира (шпага и т.п.) берется в руки только с позволения фехтмейстера (инструктора) лично каждому ученику.
14. Недопустимо бросание рапиры (шпаги и т.п.) на пол, на землю, наступать на нее, ковырять клинком в земле, тыкать в направлении кого-нибудь и вообще проявлять неуважительное отношение к этому предмету.
15. Вне фехтовального действия рапира (шпага и т.п.) держится за клинок под гардой в небоевой руке. Для хранения оружия в фехтовальном помещении оборудуется специальный стол или стеллаж, а на свежем воздухе расстилается плащ.
16. В процессе фехтовального действия любого характера острие клинка должно доставляться к поражаемой поверхности противника под строгим контролем, мягко и с небольшим лишь усилием. Наилучший вариант – просто приставить клинок к поражаемой поверхности и удержать 2-3 секунды в этом положении, чтобы все смогли это увидеть. Это действия высшего уровня.
17. Нанесение грубого удара/укола (coup-frappe, фр.) – невежество самой мерзкой формы, присущее лишь плебейской (низкой) натуре, но не благородному фехтовальщику. Поступок сей столь недостойный, что фехтмейстер вправе удалить этого субъекта с фехтовального манежа. Лицо нанесшее грубый удар, либо не имеет контроля над своим оружием, либо не имеет контроля над собой, что одинаково неприемлемо.
18. Лицо, неоднократно нанесшее грубые удары/уколы, теряет право на занятия в данном фехтовальном манеже, а все договорные условия аннулируются.
19. Недопустимы на фехтовальном манеже всякие разговоры, споры и дискуссии с фехтмейстером или монитором. Это неуважение к ним и не соответствует этике фехтовального манежа.
20. Недопустимо окликать ведущих фехтовальные действия – это может создать аварийную ситуацию. Бой может быть прекращен инструктором по команде "Стоп".
21. Если рапира (шпага и т.п.) выбита в бою из руки партнера, то следует отсалютовать ему и дождаться, когда тот поднимет свою рапиру (шпагу и т.п.), встанет в позитуру и сможет продолжить поединок.
22. Если рапира (шпага и т.п.) выбита в бою из руки фехтмейстера (или дамы-партнера), то "следует с поспешной проворностью поднять с полу оружие, тотчас возвратить с извинением оное владельцу" (по наставлению 1852 года И.Е. Сивербрика).
(с) СЕИСФ "Силуэт". Издание третье (исправленное)
Друзья!
Искусство фехтования сродни общению. И там, и там существуют определенные этические нормы отношения. Навряд ли Вам захочется разговаривать с вульгарным и грубым собеседником, не следящим за культурой своей речи.
Если ты фехтуешь с партнером, имеющим высокий уровень техники, изящный фехтовальный почерк и прекрасную манеру обращения с оружием, то Вы оба получаете несравнимо большее удовольствие от процесса общения.
А для того, чтобы Вам в первую очередь иметь представление о том, как вести себя с оружием, привожу здесь этот важный документ, "Этику фехтовального манежа".
" Европейское историческое фехтование на рапирах и шпагах – вполне самостоятельная система владения длинноклинковым колющим и колюще-режущими видами оружия, каковые имели распространение в военной и гражданской среде (последнее для нас более интересно) со времен позднего Ренессанса и вплоть до событий Французской революции. Более поздний период представлен классическим стилем фехтования, существовавшим весть XIX-й и начало XX-го столетия, но не связанный с практическим применением в быту.
Поэтому автор этих строк, испытывая трепетное уважение к классическому виду фехтования, все же набирается смелости обратиться к более раннему периоду истории владения клинком – к периоду с конца XVI-го века и до середины века XVIII-го.
В те времена искусство фехтования надежно и прочно занимало ведущую роль в гражданской жизни общества европейского типа и отражало взгляды и нормы поведения всех более-менее развитых с оциальных структур в любой стране отдельно и во всех странах центральной, западной и северной частях Европы, а с начала XVIII-го века и Петровской России.
Автор этих строк не ставит своей задачей историческое исследование этики и норм поведения всего Европейского общества за указанный выше период. Мы лишь обращаемся к узко очерченной структуре отношений, существовавшей в практике фехтовальных залов, именовавшихся в то время манежами. И сегодня, лицам, интересующимся Европейским историческим фехтованием XVI-XVIII веков, вполне необходимо владеть не только техникой клинка, но и ознакомиться с теми нормами общения, которые были неотъемлемой частью материальной культуры изучаемого периода.
Основным материалом для подобной работы можно назвать труды выдающегося российского фехтмейстера середины XIX века Ивана Сивербрика, который по праву считается крестным отцом Российской школы классического фехтования, и чье мнение является для нас определяющим в нашем деле.
В. Мацеевская
Этика и традиции, а также нормы отношений, имеющие практику на фехтовальном манеже
1. Фехтовальный манеж – это место, где происходит фехтовальное действо – знакомство с искусством владения клинком, изучение техники фехтования, соревновательные и показательные турниры и все остальное, что связано с практикой фехтовального искусства. Под фехтовальным манежем можно подразумевать как помещение, зал, так и площадки на открытой местности. Они могут быть специально оборудованы или просто быть пригодны для проведения фехтовальных занятий.
2. Лица, имеющие отношение к фехтовальному искусству, подразделяются на три категории: 1-я категория – фехтмейстеры. Это лица, обладающие достаточным опытом, теоретической и практической базой, имеющие четко очерченный стиль фехтования, пользующиеся уважением в среде фехтовального общества и передающие свой опыт другим – менее опытным лицам, желающим познакомиться, изучить и овладеть искусством фехтования. 2-я категория – мониторы. Это лица, имеющие опыт в фехтовальном деле и помогающие фехтмейстеру в процессе его работы. 3-я категория – адепты. Это все лица, которые находятся в фехтовальном манеже с целью изучения фехтовального дела или с целью поддержания своего фехтовального уровня.
3. Дисциплина фехтовального манежа – это строгое и точное соблюдение порядка и правил, сложившихся в практике европейского фехтовального искусства. Она распространяется на всех без исключения персон, к этому роду занятий относящихся, хотя бы и краткосрочно.
4. Этика фехтовальных отношений – правила поведения и традиции, сложившиеся в условиях занятий фехтовальным искусством.
5. Техническая безопасность служит для достижения нетравматичности процесса овладения фехтовальными навыками. Все лица без исключения подчиняются правилам технической безопасности, которые оговариваются отдельно и должны строжайше соблюдаться.
6. Материальная ответственность в условиях фехтовальной практики. Нередко одно лицо предоставляет право пользоваться своим имуществом другому. В случае порчи этого имущества по вине пользователя последний обязуется незамедлительно компенсировать утраченное имущество владельцу не позднее, чем в месячный срок. В случае невыполнения этого требования виновный может быть не допущен в фехтовальный манеж, а договор с ним аннулирован. Нередка практика поломки клинков. По историческим традициям фехтовальных гильдий Европы (довольно различных по стилям, но имеющим одну точку зрения в этом вопросе) виновен в поломке клинка всегда тот, в чьей руке был эфес в момент слома клинка.
7. Все без исключения отношения в практике занятий фехтовальным искусством подразделяются на: Партнерские – когда фехтующие лица равны друг другу по положению в фехтовальном манеже, и соответственно этому формируются их отношения друг с другом. Субординативные – это отношения всех без исключения в фехтовальном манеже и лиц фехтмейстерского уровня. Фехтмейстер есть лицо наиболее уважаемое в фехтовальном манеже, и к нему надлежащее отношение. Лица, не проявляющие уважительное отношение к фехтмейстеру, удаляются с фехтовального манежа, а договор с ними аннулируется. Монитор пользуется уважением так же, как и фехтмейстер, но уже всегда во вторую очередь. Других субординаций практика фехтовального манежа не предусматривает.
8. Обращение друг к другу на фехтовальном манеже – уважительное.
9. Вход на территорию фехтовального манежа (даже если он пуст) осуществляется с легким поклоном головой. Таким же образом осуществляется уход с территории манежа.
10. Любые фехтовальные действия парного характера начинаются с фехтовального салюта рапирой (шпагой и т.д.)
11. По окончании фехтовальных действий обязательно поблагодарить своего партнера словом (“Спасибо!”) “Merci!”
12. Поле боя (“piste”, фр.) – это часть фехтовального манежа, имеющая четкие границы, где непосредственно проводится фехтовальное действие (поединок, спарринг-assault и т.п.) Поле боя неприкосновенно, ходить по нему нельзя никому, кроме тех, кто в данный момент на нем фехтует.
13. Любой фехтовальный предмет – рапира (шпага и т.п.) берется в руки только с позволения фехтмейстера (инструктора) лично каждому ученику.
14. Недопустимо бросание рапиры (шпаги и т.п.) на пол, на землю, наступать на нее, ковырять клинком в земле, тыкать в направлении кого-нибудь и вообще проявлять неуважительное отношение к этому предмету.
15. Вне фехтовального действия рапира (шпага и т.п.) держится за клинок под гардой в небоевой руке. Для хранения оружия в фехтовальном помещении оборудуется специальный стол или стеллаж, а на свежем воздухе расстилается плащ.
16. В процессе фехтовального действия любого характера острие клинка должно доставляться к поражаемой поверхности противника под строгим контролем, мягко и с небольшим лишь усилием. Наилучший вариант – просто приставить клинок к поражаемой поверхности и удержать 2-3 секунды в этом положении, чтобы все смогли это увидеть. Это действия высшего уровня.
17. Нанесение грубого удара/укола (coup-frappe, фр.) – невежество самой мерзкой формы, присущее лишь плебейской (низкой) натуре, но не благородному фехтовальщику. Поступок сей столь недостойный, что фехтмейстер вправе удалить этого субъекта с фехтовального манежа. Лицо нанесшее грубый удар, либо не имеет контроля над своим оружием, либо не имеет контроля над собой, что одинаково неприемлемо.
18. Лицо, неоднократно нанесшее грубые удары/уколы, теряет право на занятия в данном фехтовальном манеже, а все договорные условия аннулируются.
19. Недопустимы на фехтовальном манеже всякие разговоры, споры и дискуссии с фехтмейстером или монитором. Это неуважение к ним и не соответствует этике фехтовального манежа.
20. Недопустимо окликать ведущих фехтовальные действия – это может создать аварийную ситуацию. Бой может быть прекращен инструктором по команде "Стоп".
21. Если рапира (шпага и т.п.) выбита в бою из руки партнера, то следует отсалютовать ему и дождаться, когда тот поднимет свою рапиру (шпагу и т.п.), встанет в позитуру и сможет продолжить поединок.
22. Если рапира (шпага и т.п.) выбита в бою из руки фехтмейстера (или дамы-партнера), то "следует с поспешной проворностью поднять с полу оружие, тотчас возвратить с извинением оное владельцу" (по наставлению 1852 года И.Е. Сивербрика).
(с) СЕИСФ "Силуэт". Издание третье (исправленное)
Искусство фехтования как среда общения :: Главная :: Фехтовальная гостиная :: Документы :: Документы
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения